Режим Свободного порта улучшается в соответствии с потребностями инвесторов
Первые итоги введения режима Свободного порта Владивосток и предполагаемые изменения обсудили участники таможенной сессии «Свободный порт: успехи и вызовы» третьего Восточного экономического форума.
Восточный экономический форум – сажная для нас веха. Мы подводим итоги, намечаем работу на будущее. Мы слышим инвесторов. На площадке форума мы выслушивали предложения по улучшению режимов. Есть с чем работать.
Павел Волков, статс-секретарь – заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока
Морские порты Дальнего Востока логистически связывают Россию со странами АТР и конкурируют за товаропотоки в этом быстро растущем регионе мира. Для создания глобально конкурентоспособных условий их развития создан свободный порт Владивосток. При его разработке учитывались как лучшие мировые практики создания свободных портовых зон, так и исторический опыт России в развитии режима порто-франко. Инвесторы свободного порта Владивосток получают налоговые льготы и административные преференции. На его территории действуют круглосуточный режим работы пунктов пропуска через государственную границу, режим «одного окна», электронное декларирование и сокращенные сроки таможенного оформления грузов, упрощенный визовый въезд иностранных граждан (8-дневная электронная виза). Для того, чтобы развивать Свободный порт и совершенствовать его режим, Минвостокразвития России и КРДВ привлекают к обсуждению изменений режима инвесторов и ориентируются на их мнение.
На прошедшей сессии инвесторы отмечали возможности, которые они получили для развития бизнеса и запуска предприятий благодаря порто-франко.
«Сегодня мы подвели итоги по основным направлениям налоговой и административной практики применения режима Свободного порта Владивосток за 2 года его применения. Мы услышали голос бизнеса, обсудили первый проектный опыт, полученный резидентами на стадии инвестирования. Хотелось бы отметить, что режим в целом на практике доказал свою работоспособность», - сказал Павел Волков.
Наибольший отклик у инвесторов находит снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда благодаря низкой ставке страховых взносов 7,6%. Данная мера позволяет приглашать в проекты высококвалифицированных специалистов, предлагать им конкурентоспособную заработную плату, развивать человеческий капитал. И такая практика должна иметь продолжение.
Режим смог предложить сниженную налоговую нагрузку на бизнес в этапах инвестирования и на операционной стадии - общее снижение налоговой нагрузки на бизнес от 4,5% на стадии инвестирования до 11% на 13 налоговый период существования проекта существенно ниже по сравнению с налоговой нагрузкой более 45% в стране.
Свободный порт предоставляет широкие возможности для привлечения иностранной рабочей силы без квот и быстрого получения электронной визы
Вместе с тем звучали пожелания по поводу совершенствованиях механизма, основанные на практике реализации проектов.
«Практика показала, что необходимо дать возможность повысить эффективность реализации своих проектов», - подчеркнул генеральный директор КРДВ Денис Тихонов.
По словам Павла Волкова, один из самых актуальных для инвесторов вопросов, прозвучавших на сессии, связан с организацией таможенной зоны.
«Не все успели реализовать на практике за 2 года так, как задумывалось. В повестке остались вопросы, требующие совершенствования. Мы активно работаем с Министерством финансов, являющимся регулятором таможенного законодательства. Диалог у нас продолжится. Он обогатится обратной связью, которую мы на форуме получили от инвесторов. Физический контур таможенной зоны должен полностью упасть и должен перейти в учетный характер. То есть контур должен вестись как обычные бухгалтерские операции. Товар, который приходит в свободную таможенную зону, таким же образом декларируется и контролируется. Все операции, которые с ним происходят, должны фиксироваться. Резидент нацелен на реализацию своего проекта, а не на нарушение каких-то норм», - подчеркнул Павел Волков.
Инвесторы отмечали, что непроработанный ускоренный порядок возмещения НДС ограничивает проекты в праве быстро возмещать НДС за 10 дней вместо классических 90 дней. Необходимо завершить регламент процесса по заключению договора поручительства и отработать предложения бизнеса и экспертного сообщества, так как сейчас проект регламента ориентирован на уже существующий бизнес на невыгодных условиях.
«Инвесторы считают, что мы должны проработать определенные вещи, связанные с возмещением НДС. Это действительно так. Но этот вопрос требует обсуждения с Минфином. Мы нацелены на то, чтобы снижать нагрузку на входе. Будущее лежит в модернизации законодательства», - прокомментировал замминистра.
Среди других вопросов, требующих проработки, - совершенствование регулирования земельных правоотношений Свободного порта. Сложный порядок предоставление земли в аренду (несогласованность градостроительных планов, земли военных, отказы/нарушения сроков в заключении договора аренды без торгов) лишает инвесторов определенности в части сроков реализации проекта, а иногда ставит под угрозу само его осуществление и в целом ухудшает инвестиционный климат. В настоящее время прорабатывается создание «единого окна» для согласованного решения вопросов по земле - земельной комиссии.
Необходимо упрощение таможенных и административных процедур для применения на особых территориях экономических зон. Недостаточная реализованность таможенных преференций режима «порто-франко» (беспошлинный ввоз для локализации экспортированного производства), а также зарегулированность процесса перемещения товара, неполнота автоматизации контроля, высокие требования к оборудованию в зоне таможенного контроля Свободного порта тормозит товарооборот и сроки реализации/окупаемости проектов.
Как отметил замминистра, большой пласт работы, направленной на совершенствование работы режима Свободного порта, проводится Минвостокразвития России. В настоящее время идет обсуждение и доработка законопроекта по введению Единого налога для резидентов Свободного порта Владивосток (расширение списка разрешенных индустрий, уточнение критерия доли экспорта, возможность применения льгот по НДС). Продолжается доработка льгот при реализации инвестиций в проекты по модернизации уже существующего на территории СПВ производства, а также сложности в вопросе применения режима СПВ уже существующими предприятиями - неопределенность понятия «новый инвестпроект», вынужденное применения опасной практики дробления бизнеса, обособленные подразделения).
«По итогам сессии мы подготовим резолюцию с предложениями по мерам усовершенствования для дальнейшей работы»,- подытожил Павел Волков.
Напомним, в КРДВ поступило 473 заявок на 402, 7 млрд рублей для реализации проектов в Свободном порту Владивосток. В настоящее время резидентами стало 379 компаний, запускающие проекты на 368,8 млрд рублей.
Новости
Статус страницы
Дата последнего изменения страницы: 09.01.2017 16:03:25
Мнение

Все, что происходит на северах, представляет для нас особый интерес и особую ценность. Я даже не говорю сейчас об освоении Северного морского пути. В целом в этом будущее наше, в том числе и с точки зрения добычи природных ископаемых в перспективе. Когда-то Ломоносов говорил, что Россия будет прирастать Сибирью. В следующие десятилетия Россия будет прирастать Арктикой и северными территориями. Это совершенно очевидные вещи.
Направить обращение
Направить обращение